Лечение Реабилитация отдых, туризм в Китае, 楠木南 NANMUNAN ...
(Центр Традиционной Китайской Медицины Санья, Хайнань)

Главная | Мой профиль | Выход
| Регистрация | Вход
Пятница, 02.12.2016, 22:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Фото города провинции Китая. Архитектура Китая [16]
Фото города провинции Китая. Архитектура Китая [24]
Лечение в Китае. Китайская Медицина ТКМ Хайнань [107]
Sanya Hainan China Санья Ханань курорт тропики кнр [125]
Страны Города Мира, архитектура фото красивые [26]
Фото Клиника Наньмунан Nanmunan Китай [1]
Наш опрос
Выбираю Лечение в Китае Санья Хайнань?
Всего ответов: 2097
Статистика
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Фотоальбом » Фото города провинции Китая. Архитектура Китая » Провинции города Китая карта, лечение в китае 2012

Провинции города Китая карта, лечение в китае 2012

Провинции города Китая карта, лечение в китае 2012
Провинции Китая
Вследствие многочисленного населения и обширной занимаемой площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции Китайской Народной Республике де-юре предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в материковом Китае насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако в нём фактически упразднено деление на провинции и отсутствуют округа (см. подробнее административное деление Китайской Республики).

фото провинции китая карта китая

Помимо административной роли, провинции наделены культурными признаками, и жителей определённой провинции принято наделять чертами в рамках соответствующего стереотипа. Большинство современных границ между провинциями было определёно ещё при династии Мин. С тех пор серьёзные изменения претерпело лишь административное деление на Северо-Востоке. Кроме того после прихода к власти коммунистов, следовавших советской теории национальных автономий, в Китае были учреждены автономные районы.
Уровни административного деления

В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинция, уезд (город), волость (поселок). Однако в реальности существуют ещё два уровня: округ (между провинцией и уездом) и деревня (ниже волости). Долгое время существовал также шестой уровень — районы уездного подчинения (сяньсяцюй), но в последнее время почти все они были упразднены (в 2004 году их оставалось 20 по всему Китаю).

Город (посёлок) в Китае может находиться на любом из этих уровней, и приравнивается в иерархии соответсвенно провинции, округу, уезду или волости. Городскому муниципалитету подчинена определённая территория, обычно значительно выходящая за городскую черту, внутри этой территории могут быть также подчинённые единицы — уезды и волости. По этой причине население собственно города трудно оценить — статистика обычно приводит население всей территории, подчинённой городскому муниципалитету, которая нередко во много раз превышает население города в рамках городской черты.

Каждый из уровней соответствует определённому чиновничьему рангу
Провинциальный уровень

В состав КНР входят 34 единицы провинциального уровня ( шэнцзи; реально под управлением центрального правительства — 33), включая 23 провинции, пять автономных районов, четыре города центрального подчинения и два специальных административных района. Под управлением тайваньских властей находится два города центрального подчинения и две провинции (поскольку Тайвань контролирует ничтожно маленкую площадь одной из них, провинциальные правительства были в значительной степени упразднены).

В материковом Китае провинции в теории жёстко подчиняются центральному правительству, однако на деле провинциальные власти обладают весьма широкими полномочиями в осуществлении экономической политики. Некоторые экономисты называют такую систему «федерализмом с китайской спецификой» (по аналогии с социализмом с китайской спецификой).

За исключением северовосточных провинций границы большинства провинций Китая были определены во времена династий Юань, Мин и Цин. Границы между провинциями зачастую проводились вне зависимости от культурных, лингвистических или географических границ с целью предотвратить сепаратизм и возвышение местных военачальников. В Китае об этой разнице между административными и культурными границами говорят, что они «перемежаются, словно стиснутые зубы собаки» (цюанья цзяоцо). Несмотря на это деление на провинции играет важную культурную роль, жителей каждой провинции наделяют своими чертами, укладывающимися в определённый стереотип.

Среди последних изменений в административном делении Китая поднятие Хайнаня и Чунцина до провинциального уровня и учреждение специальных административных районов Гонконг и Макао. На Тайване Тайбэй и Гаосюн были провозглашены городами центрального подчинения после отставки правительства Гоминьдана и прихода Демократической прогрессивной партии.
Провинции
1. Внутренняя Монголия (Нэй-Мэнгу) - Inner Mongolia
2. Гонконг (Сянган) Hong Kong - Административный район
3.Гуанси-Чжуанский автономный район - Guangxi
4. Макао — Macau - Административный район
5. Нинся-Хуэйский - Ningxia - автономный район
6. Провинция Аньхой (Аньхуй)
7.Провинция Ганьсу - Gansu
8.Провинция Гуандун - Guangdong
9. Провинция Гуйчжоу - Guizhou
10. Провинция Ляонин - Liaoning
11. Провинция Сычуань - Sichuan
12. Провинция Фуцзянь - Fujian
13. Провинция Хайнань (Hainan)
14. Провинция Хубэй (Húběi)
15 Провинция Хунань - Hubei
16 Провинция Хэбэй - Hebei
17 Провинция Хэйлунцзян - Heilongjiang
18 Провинция Хэнань - Henan
19Провинция Цзилинь - Jilin
20Провинция Цзянси - Jiangxi
21 Провинция
2820 17 5.0

Добавлено 09.02.2012 Sanya-Hainan-doktor

Всего комментариев: 17
17  
Провинция Хэлунцзян Heilongjiang
Хэйхэ Heihe, Цицикар Qiqihar, Цзямусы Jiamusi, Харбин Harbin, Муданьцзян Mudanjiang
Провинция Гирин Jilin
Чанчунь Changchun, Гирин Jilin, Яньцзи Yanji
Провинция Ляонин Liaoning
Шэньян (Мукден) Shenyang, Чаоян Chaoyang, Даньдун Dandong, Далянь (Дальний) Dalian, Цзиньчжоу Jinzhou, Хулудао Huludao, Синчэн Xingcheng
Провинция Хэбэй Hebei
Циньхуандао Qinhuangdao, Шицзячжуан Shijiazhuang,Таншань, Хэншуй Tangshan
Hangshui
МО Пекин Beijing Municipality
МО Тяньцзинь Tianjin Municipality
Провинция Шаньдун Shandong
Цзинань Jinan, Яньтай Yantai, Вэйхай Weihai, Циндао Qingdao
Вэйфан Weifang, Линьи Linyi
Провинция Шаньси Shanxi
Датун Datong, Тайюань Taiyuan, Чанчжи Changzhi
Провинция Хэнань Henan
Чжэнчжоу Zhengzhou, Лоян Luoyang, Наньян Nanyang, Синьсян, Сюйчан ,Xingxiang Xuchang
Провинция Хубэй Hubei
Сянфань Xiangfan, Ичан Yichang, Эньши Enshi, Цзяндин (Цзинчжоу) Jingzhou Ухань WunanПровинция Аньхой Anhui
Фуян Fuyang, Хэфэй Hefei, Аньцин Anqing, Хуаншань Huangshan
Провинция Цзянсу Jiangsu
Ляньюньган (Синьпу) Lianyungang Сюйчжоу Xuzhou, Яньчэн Yancheng, Наньтун Nantong, Jiangyin
МО Шанхай Shanghai Municipality
Pudong Hongqiao
Провинция Чжэцзян Zhejiang
Ханчжоу Hangzhou, Нинбо Ningbo, Динхай Zhoushan,Чоучен (Иу) Yiwu
Хуанъянь Huangyan, Вэнчжоу Wenzhou, Цюйчжоу, ДeцинЮ Quzhou
Deqing
Провинция Фуцзянь Fujian
Наньпин Nanping Фучжоу Fuzhou
Цюаньчжоу Quanzhou
Сямынь (Амой) Xiamen
Чунъань (Уиншань)
Wuyishan
Провинция Цзянси Jiangxi
Цзюцзян Jiujiang, Наньчан Nanchang, Цзиндэчжэнь Jingdezhen, Ганьчжоу Ganzhou
Провинция Хунань Hunan
Чанша Changsha, Чандэ Changde, Хэнъян Hengyang
Провинция Гуандун Guangdong
Гуанчжоу (Кантон) Guangzhou, Мэйсиань (около Мэйчжоу) Meixian
Шаньтоу (Сватоу) Shantou, Шэнчьжэнь Shenzhen, Чжаньцзян Zhanjiang
Чжухай Zhuhai
САР Гонконг (Сянган) Hongkong SAR
Провинция Тайвань Taiwan
Тайбэй Taipei, Гаосюн Kaohsiung
Провинция Шэньси Shaanxi
Яньань Yan'an, Сиань Xi'an, Анькан Ankang
Ханчжун Hanzhong
МО Чунцин Chongqing Municipality
Ваньсянь Wanzhou, Чунцин Chongqing
Провинция Гуйчжоу Guizhou
Тунжень Tongren, Гуйян Guiyang
Гуанси-Чжуанский авт. район Guangxi Zhuang Autonomous Region
Гуйлинь Guilin, Лючжоу Liuzhou, Наньнин Nanning, Бэйхай Beihai
Провинция Хайнань Hainan
Хайкоу Haikou, Санья Sanya
Нинся- Хуэйский авт.район Ningxia Hui Autonomos Region
Иньчуань Yinchuan
Провинция Ганьсу Gansu, Дуньхуан Dunhuang
Циньянь Qingyang
Провинция Сычуань Sichuan
Гуанъюань Dazhou Чэнду Cengdu Лучжоу Luzhou Ибинь Yibin Сичан Xichang
Провинция Юньнань Yunnan
Чжаотун Zaotong
Куньмин Kunming
Сымао Simao
Сичуаньбан Xishuangbanna
Баошань Baoshan
Дали Dali
Даянь (Лицзянь) Lijiang
Провинция Цинхай Qinghai
Голмуд Golmud
Синин Xining
Синьцзян - Уйгурский АР Xinjiang Uygur Aut.Reg.
Алтай Altay
Чугучак (Тачен) Tacheng
Карамай Karamay
Кульджа (Инин) Yining
Урумчи Urumqi
Куча Kuqa
Корла Korla
Черчен (Цемо) Qiemo
Аксу Aksu
Кашгар (Каши) Kashi
Хотан Hotan
Тибетский АР Xizang Zizhiqu (Tibet Aut.Reg.)
Лхаса Lhasa
Чамдо Qamdo
Внутренняя Монголия Nei Mongol (Inner Mongolia) Aut.Reg.
Хайлар Hailaer
Улан - Хото Ulanhot
Тунляо Tongliao
Чифын (Улан - Хад) Chifeng
Шилин - Хото Xilinhot
Хух - Хото Hohhot
Баотоу Baotou

1  
Города и особенности Китая

Согласно официально принятому с конца 1950-х гг. в КНР делению, территория страны состоит из 6 крупных экономических районов. Эта схема предусматривает объ­единение в одном районе административ­ных территориальных единиц высшего ранга (провинций и автономных нацио­нальных районов), неодинаково разви­тых в экономическом отношении, с тем чтобы способствовать их общему подъ­ему, производственной консолидации и кооперации. Каждый район группирует­ся вокруг исторически сложившегося промышленного ядра, включающего один или несколько больших городов. Крупные экономические районы сущест­венно различаются между собой как по размерам, так и по той роли, которую они играют в народном хозяйстве страны.

Северо-Восточный Китай

Северо-Восточный Китай объединяет провинции Ляонин, Гирин и Хэйлун-цзян. На его долю приходится около 1/8 территории страны и менее 1/10 числен­ности населения. Этот один из наиболее развитых в промышленном отношении районов, на который приходится 1/5 валовой промышленной продукции стра­ны, — крупнейший производитель чер­ных и цветных металлов, машин, элект­роэнергии, угля, нефтепродуктов, ряда продуктов химической промышленности, цемента, леса. Удельный вес машино­строения и металлургии в структуре про­мышленного производства Северо-Восточного Китая выше, чем в среднем по стране, и соответственно ниже доля тек­стильной и пищевой промышленности.

Энергетическую базу промышленности Северо-Восточного Китая составляют крупные запасы угля, нефти, горючих сланцев, значительные ресурсы гидро­энергии. Занимая второе место в стране по добыче угля, Северо-Восточный Китай испытывает тем не менее нехватку коксу­ющихся углей, которая покрывается по­ставками из Северного Китая. Наиболь­шее количество угля добывается в провинции Ляонин, где расположены Фушуньские и Фусиньские копи, относящи­еся к числу важнейших в стране. Ряд цен­тров угольной промышленности, годовой производительностью по нескольку мил­лионов тонн имеется в северной части района.

Дацинские нефтепромыслы выдвину­лись в число ведущих в Китае. Часть неф­ти перерабатывается в Дацине, Даляне, Фушуне, Аньшане и Цзиньчжоу. Кроме того, Дацин соединен нефтепроводами с портами Циньхуандао (откуда нефтепровод тянется далее до Пекина) и Даля­нем, а также с КНДР.

Северо-Восточный Китай дает значи­тельную часть общекитайского производ­ства электроэнергии. Тепловые электро­станции имеются во всех промышленных центрах района, самые большие из них — в Шэньяне, Фушуне, Цзилине. В Северо-Восточном Китае действуют также две крупные ГЭС на реках Сунгари и Ялу (по­следняя — совместно с КНДР). Все важ­нейшие электростанции объединены си­стемой электропередач, связанной с энер­госистемой Северного Китая.

.

2  
Первостепенную роль в промышленно­сти района играет черная металлургия. На долю Северо-Востока приходится около 2/5 продукции этой отрасли Китая. Круп­нейший в стране Аньшаньский металлур­гический комбинат осуществляет полный цикл производства, включая добычу и обогащение руды, выплавку чугуна и ста­ли, изготовление проката, коксохимию. Комбинат базируется на местных место­рождениях железных руд со сравнительно невысоким содержанием металла, поэто­му одной из главных проблем его разви­тия является обогащение руды. Часть сырья и топлива завозится из Северного Китая. Второй по масштабам металлур­гический центр района — комбинат в Бэньси. Несколько других металлургиче­ских заводов района производят спе­циальные стали.

В важнейшем центре цветной метал­лургии Северо-Восточного Китая и всей страны — Шэньяне выплавляется медь, свинец, цинк. В Фушуне—крупнейший в стране алюминиевый завод.

Общегосударственное значение имеет машиностроение. В ряде городов района производится оборудование для металлургической, горнорудной, химической и энергетической промышленности, а так­же автомобили, локомотивы, суда, ваго­ны, станки, разные приборы.

Большое место занимает химическая промышленность: производство мине­ральных удобрений, соды, кислот, синтетических волокон, пластмасс, красите­лей, резинотехнических изделий, в ря­де городов действуют коксохимические предприятия.
Сельское хозяйство преимущественно зернового направления. Ведущая зерно­вая культура— гаолян, который зани­мает около 1/4 посевной площади. Осо­бенно широко он распространен в южной части района— долине р. Ляохэ. На долю Северо-Восточного Китая прихо­дится более 1/3 сбора этой культуры в стране. Повсеместно выращивается чуми­за. Кукуруза и рис сосредоточены в бо­лее влажной юго-восточной части района. На севере страны преобладает яровая пшеница.

Из технических культур важна соя; на долю Северо-Восточного Китая падает около 2/5 сбора этой культуры в стране. Посевы сои концентрируются на севере района. Здесь же выращиваются лен и сахарная свекла, а на юге имеются посевы арахиса, хлопчатника, табака, кунжута.

Население прибрежных частей района занимается рыболовством. В восточных и северных лесах добывают пушнину, женьшень, на юге разводят дубовый шел­копряд, выращивают знаменитые по всей стране яблоки.

Северо-Восточный Китай отличается сравнительно густой железнодорожной сетью: на его долю приходится примерно Уз общей протяженности железных до­рог Китая. Немалое значение имеет реч­ное судоходство, особенно по Сунгари. Важнейший морской порт — Далянь.

Среди городов Северо-Восточного Ки­тая выделяется административный центр провинции Ляонин Шэньян — одна из основных баз тяжелой промышленности страны и весьма крупный узел не­скольких железных дорог, связывающих район с другими частями Китая. Город расположен на притоке р. Ляохэ. Населе­ние—7,76 млн. человек (2009 г.). Главная отрасль промышленности — машино­строение, развиты также химическая про­мышленность, черная и цветная метал­лургия. Шэньян (прежнее название Мук­ден)— древнейший город, во время гос­подства маньчжуров был «второй столи­цей» Китая. Сложность исторического развития обусловила разностильность и хаотичность его застройки. Основной фа­бричный район расположен в западной части, где предприятия чередуются с кир­пичными двух- и трехэтажными жилыми домами для рабочих. В восточной части, на территории бывшей японской концес­сии, в прошлом наиболее благоустроен­ной, размещаются административные, культурные и учебные учреждения. Вну­тренний город— самая старая, прежде торгово-ремесленная часть Шэньяна. К югу от города, в ранее болотистой местности, разбиты парки. Живописны северные предместья, изобилующие ис­кусственными озерами, рощами и памят­никами старины; здесь находятся дворцы и храмы эпохи правления маньчжурской династии. Часть их расположена также и на восточной окраине города. В ряде дворцов размещаются музеи. В Шэньяне около трех десятков вузов и техникумов, научно-исследовательские учреждения, театры, крупнейшая в Северо-Восточном Китае библиотека.

3  
Второй по величине и значению центр района — Люйда вклю­чает два города: Люйшунь и Далянь (6,2 млн. человек). Ведущие отрасли промышленности — машиностроительная, химическая, метал­лургическая и нефтеперерабатывающая. Имеются предприятия по производству цемента, текстиля, консервов. Основная часть промышленности сосредоточена в Даляне. Далянь — один из крупнейших в Китае морских портов. К району порта прилегают кварталы современной застройки, где размещаются администра­тивные учреждения и магазины; более старая часть города находится западнее. Люйшунь, военно-морская база, располо­жен к юго-западу от Даляня. Он делится на кварталы старой и современной застройки, располагающиеся соответ­ственно к востоку и западу от железнодо­рожного вокзала.

К числу важнейших промышленных центров Китая относится город Фушунь (более 2 млн. человек) — крупный центр энергетической, каменноугольной, хими­ческой и машиностроительной промыш­ленности. Здесь действуют алюминиевый завод, два крупных цементных завода, завод черной металлургии. Эти предпри­ятия имеют общегосударственное значе­ние. Фушунь возник как шахтерский поселок в начале нашего века, когда здесь началась разработка угля в связи со строительством Китайско-Восточной железной дороги.
Предприятия, шахты и жилые кварталы тянутся длинной поло­сой, протяженностью в несколько десят­ков километров по левому берегу р. Хунь-хэ. На западе они смыкаются с пригоро­дами Шэньяна.

В провинции Ляонин находится главная база черной металлургии Китая— город Аньшань (более 3,5 млн. человек). Здесь производятся также оборудование для горнодобывающей промышленности, мощные тракторы, осуществляется пере­работка нефти.

4  
Начало развитию Аньшаня было по­ложено в годы первой мировой войны, когда были задуты две первые домны. Удобное расположение города — вбли­зи месторождений железной руды и ка­менного угля, на железнодорожной магистрали, ведущей к морским портам на юге района — способствовало его быст­рому росту. Центр города застроен стан­дартными жилыми и административны­ми зданиями. Предприятия размещены в широко раскинувшихся предместьях.

Административный центр провинции Хэйлунцзян — Харбин (3,3 млн. чело­век) своим развитием обязан строитель­ству Китайско-Восточной железной доро­ги в начале нашего века. Выгодно распо­ложенный на пересечении железнодорожной магистрали с судоходной рекой Сунгари, Харбин, бывший до этого маленьким рыбацким селением, стал бы­стро расти. Промышленность Харбина первоначально была представлена пред­приятиями по переработке продукции сельского хозяйства окрестных рай­онов— зерна, соевых бобов, табака, сахарной свеклы. Сейчас Харбин — один из крупнейших в стране производителей электроэнергетического оборудования, шарикоподшипников, металлорежущих станков, измерительного инструмента, электротехнических и радиотехнических изделий. Развита текстильная и пищевая промышленность. Здесь находятся круп­нейший в Китае льнокомбинат, камволь­ная, ковровая и текстильные фабрики.

По характеру застройки Харбин значи­тельно отличается от других центров Северо-Восточного Китая, напоминая русские города. По берегу Сунгари, вблизи порта, располагается старый промышленно-торговый район Харбина. Современные кварталы более удалены от реки.

5  
Вторым по значению промышленным центром провинции Хэйлунцзян, име­ющим общекитайское значение, является город Цицикар (6 млн. человек), включающий в свой состав большие города Фулаэрцзи и Анъанци. Ведущие отрасли промышленности – тяжелое машиностроение и качественная металлур­гия, представленная флагманом китай­ской металлургии — заводом спецсталей, построенным с помощью СССР. Цици­кар, расположенный на левом берегу р. Нуньцзян у подножья Большого Хингана, одно из первых китайских поселе­ний в Маньчжурии, основанное в конце XVII в. Это был небольшой городок, вы­полнявший функции административного центра провинции Хэйлунцзян. Сооруже­ние Китайско-Восточной железной доро­ги, пересекшей Анъанци, стимулировало промышленное развитие города. В кон­це 1920-х — начале 30-х годов Цицикар был соединен железными дорогами с северо-восточной и южной частями района. К предприятиям по переработке сель­скохозяйственного сырья (сои, зерна, сахарной свеклы) и производству бумаги добавились заводы, выпускающие паро­возы, вагоны, тяжелые станки, оборудо­вание для горнодобывающей и метал­лургической промышленности. Они раз­мещаются у железнодорожного узла в Анъанци и в юго-западном индустриаль­ном пригороде Фулаэрцзи, где находится и сталелитейный завод.

Чанчунь (6,83 млн. человек) — центр провинции Цзилинь—основан в 1825 г. До конца XIX в. он выполнял преимущественно торговые функции и стал быстро расти лишь в начале XX в., в связи с соо­ружением Китайско-Восточной железной дороги. После японской оккупации Се­веро-Восточного Китая в 1931 г. Чан­чунь стал столицей марионеточного госу­дарства Маньчжоу-Го и был переимено­ван в Синьцзин («новая столица»). Квар­талы сооруженных в то время многоэтаж­ных зданий, где жила правящая верхушка марионеточного государства, резко кон­трастировали со скоплениями лишенных элементарных удобств ветхих жилищ ки­тайской бедноты. После образования КНР Чанчунь превратился в крупный промышленный центр. Сооружение с по­мощью СССР автомобильного завода в Чанчуне заложило основы китайского ав­томобилестроения. Развиты и другие от­расли машиностроения: производство тракторов, пассажирских вагонов, метал­лорежущих станков, электроэнергетиче­ского оборудования, радиотехника и эле­ктроника. Имеются предприятия химиче­ской, пищевой, деревообрабатывающей, асбестовой промышленности. Распро­странено кустарное производство ковров на экспорт.

6  
Северный Китай

В Северный Китай входят провинции Хэбэй, Шаньси, автономный район Вну­тренняя Монголия и города центрального подчинения Пекин и Тяньцзинь. Район составляет менее 1/12 территории и около 1/10 общей численности населения КНР, производит 1/5 валовой промыш­ленной продукции.

Как тяжелая, так и легкая промышлен­ность Северного Китая имеют общегосу­дарственное значение. На долю района приходится 2/5 учтенных запасов угля и около 1/3 угледобычи. Наряду с Датунскими и Кайлуаньскими копями, одними из самых мощных в стране, имеются и другие значительные разработки. Важ­нейшую роль играют нефтяные ресурсы района, интенсивное освоение которых ведется к югу от Тяньцзиня (Даган). По производству электроэнергии Северному Китаю принадлежит третье место в стране после Северо-Восточного и Восточного районов. Подавляющая часть электро­энергии вырабатывается на тепловых станциях, работающих на угле. Наиболее крупные ТЭС находятся в Пекине и Тянь­цзине. Многие электростанции объедине­ны энергосистемой.

Северный Китай — важная металлур­гическая база страны. Развитию черной металлургии благоприятствует наличие значительных ресурсов высококачествен­ных железных руд и легирующих метал­лов. Район располагает тремя крупными металлургическими комбинатами — в Баотоу, Пекине и Тайюане и несколькими сталелитейными и прокатными предпри­ятиями.

Машиностроение района специализи­руется на производстве оборудования для электроэнергетики, металлургической, горнорудной, нефтедобывающей и хими­ческой промышленности, станков, локо­мотивов, вагонов, судов, радиотехнической и электронной аппаратуры. Важней­шие машиностроительные центры — Тяньцзинь, Пекин и Тайюань.

Из отраслей химической промышлен­ности наиболее важно производство соды, химических волокон, пластмасс.

Северный Китай занимает второе место в стране после Восточного Китая по выпуску текстиля. Крупнейшими центра­ми хлопчатобумажной промышленности являются Тяньцзинь и Шицзячжуан. Раз­вита также разнообразная пищевкусовая промышленность.

7  
Особую роль в экономической истории Китая сыграл Великий Китайский канал. Он создавался на протяжении веков. Пер­вые его участки были сооружены в глубо­кой древности. Когда в конце VI в. терри­тория Китая была объединена в единую империю, возникла потребность в вод­ном пути, который связал бы различные районы империи с ее столицей Лояном. В XIII в. столица была перенесена в Пе­кин, и появилась необходимость связать новый административный и культурный центр на севере Китая с богатыми южными районами прямым водным пу­тем. Общая протяженность канала — свыше 1700 км. Великий канал в течение сотен лет являлся важнейшей транспорт­ной артерией Китая, способствуя разви­тию внутренних экономических и куль­турных связей. По каналу перебрасыва­лись сотни тысяч тонн различных грузов: из Центрального Китая на север везли рис, из Восточного — шелк, продукты морского промысла, медные изделия, из Южного — драгоценные металлы, сло­новую кость. Великий* канал сохранил определенное значение и в наши дни. Построенный в 50-х годах канал Народ­ной Победы (между реками Хуанхэ и Вэйхэ) не только дал воду для орошения, но и улучшил условия судоходства на северном участке Великого канала от Тяньцзиня до Линьцина, на котором могут ходить суда водоизмещением в несколько сот тонн.
Главный город Северного Китая — Пекин (более 19,8 млн. человек), политиче­ский,экономический и культурный центр страны. Первые упоминания о населен­ном пункте на территории современного Пекина восходят ко II тысячелетию до н. э. В X в. он главный город киданьского государства Ляо, в XII в. — чжурчжэнь-ского государства Цзинь, в XIII в. — столица огромной империи, находящей­ся под властью монгольской династии Юань. С изгнанием монголов и воцаре­нием китайской династии Мин в XIV в. столица переносится в Нанкин, однако в начале XV в. Пекин возвращает себе функции политического центра Китая. При гоминьдановском режиме на корот­кое время столицей вновь стал Нанкин, но с образованием КНР Пекину был возвращен его прежний статус. История наложила неизгладимый от­печаток на застройку и облик города. Пекин состоит из Внутреннего города и примыкающего к нему с юга Внешнего города. В пределах первого заключен бывший императорский город с храмами и дворцами правителей Минской и Цин-ской династий, в центре которого импера­торский дворец Гугун,превращенный ныне в музей. В центральной части Вну­треннего города, изобилующей прекрас­ными тенистыми парками, искусствен­ными холмами и озерами, находится ре­зиденция китайского правительства — Чжуннаньхай (по названию озера). С юга к императорскому городу, обне­сенному стеной, примыкает центральная площадь Пекина — Тяньаньмынь (воро­та Небесного спокойствия). На запад и восток от площади тянется главная маги­страль города — Чанъаньцзе (улица Дол­гого спокойствия). В южной части Внеш­него города высится знаменитый храм Неба.Живописны окрестности Пекина. К северо-западу от города расположен ве­ликолепный ансамбль дворцов и парков Ихэюань, бывшая летняя резиденция им­ператоров, ныне излюбленное место от­дыха жителей Пекина и гостей города. На север от Пекина дорога ведет к величе­ственному комплексу погребальных сооружений императоров Минской династии. Пекин— важнейший транспортный узел, связанный железными дорогами со всеми основными районами страны. Аэропорт Шоуду — главный центр ме­ждународных и внутренних воздушных линий. В Пекине издавна развиты художе­ственно-кустарные промыслы: резьба по дереву,слоновой кости, нефриту, изго­товление изделий из перегородчатой эма­ли,ковров. Промышленность была пред­ставлена добычей угля для бытовых нужд,производством чугуна, мостовых конструкций, паровозостроением. После образования КНР в Пекине получили развитие металлургия, машиностроение,приборостроение, радиоэлектроника, нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная,легкая и фармацевти­ческая промышленность, производство строительных материалов. Промышлен­ные предприятия концентрируются глав­ным образом в двух районах Пекина: ста­ром — западном и новом — восточном, а также на южной и юго-западной окра­инах. Основные средства сообщения внутри города — трамвай, автобус, троллейбус. Немало грузовых рикш. Из-за перегруженности общественного транспорта многие пекинцы предпочитают ездить на работу на велосипедах. В конце 1960-х годов завершено строительство первой очереди метрополитена протяженностью 23 км от главного железнодорожного вокзала в центре Пекина до металлурги­ческого комбината в западном пригоро­де. Сооружение этой линии, однако, да­леко не разрешило транспортных про­блем города.

8  
Второй по величине город Северного Китая и третий в стране (после Шанхая и Пекина) —Тяньцзинь (14,4 млн. человек). Он расположен в 45 км от моря вблизи слияния пяти рек, образующих самую значительную водную артерию восточ­ной части района— Хайхэ. Морские суда грузоподъемностью до 3 тыс. т могут непосредственно достигать города. Более крупные, включая океанские, шварту­ются в Синьгане,расположенном в ус­тье Хайхэ. Географическое положение на скрещении водных путей с важней­шими железными дорогами: Пекин — Шаньхайгуань и Тяньцзинь —Пукоу (Нанкин) весьма благоприятствует эко­номическому развитию города. Это об­стоятельство прямо и косвенно отрази­лось на его планировке и застройке. В отличие от Пекина, исторически бывшего политическим и культурным центром страны, в развитии Тяньцзиня важней­шую роль сыграло то, что он в середине прошлого века был оккупирован англий­скими и французскими войсками и стал одним из главным«открытых портов» Китая. В городе были основаны концес­сии различных иностранных держав. В начале нашего века при подавлении боксерского восстания старому Тяньцзиню был нанесен большой ущерб, после чего началась активная реконструкция его на западный манер. Этот период запе­чатлен в разностильности архитектуры жилых и деловых кварталов города. В прошлом Тяньцзинь был прежде всего центром текстильной и в меньшей степе­ни пищевой промышленности. После об­разования КНР здесь стало развиваться сталелитейное, машиностроительное, хи­мическое производство,производство ра­диотехнических и электронных из­делий, различной аппаратуры и средств связи. Тяньцзинь — важнейший торгово-транспортный центр Китая. К городу при­мыкает Тяньцзиньский порт, объединя­ющий собственно порт Тяньцзинь, аван­порты Тангу и Синьган. Ежегодно в порт заходит более. 1600 иностранных судов. Город Таншань (7,1 млн. человек) — центр Кайлуаньского угольного бассейна. Его рост начался с 1880-х годов в связи с началом активной разра­ботки местных угольных месторождений. В настоящее время развито производство цемента, металлургия,машиностроение, химическая промышленность. Развитию города способствовало выгодное местоположение на железнодорожной магист­рали, соединяющей Северо-Восточный Китай с Северным Китаем, посредине между двумя крупнейшими морскими портами района — Тяньцзинем и Цинь-хуандао. В 1976 г. город пострадал от сильного землетрясения.

9  
Административным центром провин­ции Хэбэй является город Шицзячжуан — четвертый (после Пекина,Тянь­цзиня и Таншаня) но объему производ­ства валовой продукции промышленный центр Северного Китая с населением 9,6 млн. человек. Основу экономики города составляет легкая, и прежде всего тек­стильная промышленность. Шицзячжуан —молодой город. Еще в 20 века здесь была лишь небольшая деревушка. Город возник в связи с про­кладкой железнодорожной магистрали, связавшей Пекин с Гуанчжоу.Становле­нию Шицзячжуана как центра текстиль­ного производства благоприятствовало его географическое положение в центре одного из ведущих хлопководческих районов страны. Административный центр провинции Шаньси — город Тайюань (3,4 млн. человек – 2003 г.) после победы революции 1949 г. получил бурное развитие: здесь вырос один из крупнейших в Китае метал­лургических комбинатов, сырьевую базу которого составляют местные месторож­дения угля, железной руды, известняка и огнеупорных глин.Развиты тяжелое машиностроение и электротехническая промышленность,производство химиче­ских удобрений и пластмасс, выплавка алюминия. Тайюань относится к числу самых древних городов на Великой Ки­тайской равнине. История его восходит к I тысячелетию до н. э. Он распланиро­ван в виде традиционного прямоуголь­ника, стороны которого образованы го­родскими стенами.Металлургический комбинат расположен в северном пред­местье города, завод тяжелого машино­строения — в западном. Вблизи Тайюаня в горе Тяньлуншань находится пещерный храм, сооруженный в VI в. Главным промышленным центром ав­тономного района Внутренняя Монголия является город Баотоу (2,6 млн человек – 2006 г.). В годы первой пятилетки город начал превращаться в один из ведущих в Китае центров черной и цветной металлургии.Наряду с этим получили развитие химиче­ская, легкая промышленность, машино­строение,производство сахара. Выдви­жение Баотоу сначала как торгового, а затем как промышленного центра на­чалось ,в 1920-х годах после сооружения железной дороги, соединившей его с Пекином. Развитие города стимулирова­лось его удобным расположением на пе­ресечении железнодорожных путей с вод­ными, на стыке земледельческих райо­нов с животноводческими,вблизи раз­работок угля и железной руды. Сегодня планировку города и характер его за­стройки определяют промышленные предприятия, протянувшиеся на многие десятки километров — от угольных ко­пей на востоке до металлургического комплекса на западе.
Восточный Китай Восточный Китай, составляющий 1/12 территории и почти 1/3 численности населения страны,включает провинции Шаньдун, Аньхой, Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси, Фуцзянь и город центрального подчинения Шанхай. На район прихо­дится 36% валовой промышленной про­дукции страны. К восточнокитайскому побережью примыкает первый по вели­чине остров Китая Тайвань.

10  
В природном отношении район весьма неоднороден. Северная часть его преимущественно плоская, на юге же, напротив, преобла­дает холмистый и горный рельеф, в кото­рый вкраплены речные долины и озерные котловины.Строение поверхности непо­средственно отражается на характере хо­зяйственного освоения территории. Низ­менности Восточного Китая принадлежат к числу наиболее плотно населенных и самым интенсивным образом использу­емых для земледелия территорий мира. Севернее р. Хуайхэ, в Шаньдуне и северной части провинции Аньхой, пре­обладает пшеница.К югу от р. Хуайхэ большая часть пахотной площади ороша­ется; бесчисленные каналы, пруды, озера питают влагой пространства заливных рисовых полей. Пшеница выращивается преимущественно как зимняя культура. Рис — главная культура и в межгорных понижениях, и в речных долинах южной части района. Восточный Китай является важнейшей хлопководческой базой стра­ны. Общекитайское значение имеет чае­водство (в Чжэцзяне, Цзянси, Фуцзя-ни), шелководство (в Чжэцзяне), садовод­ство,искусственное рыборазведение.
Восточный Китай беднее углем, чем Северо-Восточный и Северный Китай. Однако Хуайнаньские копи — одно из крупнейших угледобывающих предпри­ятий в стране. В значительных масштабах ведется добыча угля также в Шаньдуне и Цзянси. Электроэнергетика района рабо­тает частично на собственном, а частично на привозном (из Северного Китая) угле. В последние годы развивается нефте­добыча в Шаньдуне. Имеется ряд ГЭС, наиболее мощные из которых находятся в провинции Чжэцзян. Восточный Ки­тай— район развитого машиностроения и разнообразной легкой промышленно­сти. Подавляющая часть промышленной продукции производится в Шанхае — важнейшем индустриальном центре стра­ны. Шанхай (19 млн. человек) — круп­нейший в Китае и один из самых больших городов мира, речной и морской порт и узел Шанхай-Нанкинской и Шанхай-Ханчжоуской железных дорог. Он распо­ложен на р. Хуанпу — притоке Янцзы.В прошлом преобладала легкая, главным образом текстильная промышленность. После образования КНР намного выро­сла тяжелая промышленность. Шан­хай — важнейший в стране центр произ­водства стали, оборудования для горнодобывающей,металлургической, нефтя­ной, химической, электроэнергетической, текстильной,полиграфической и бумаж­ной промышленности, судов, станков, приборов,электронной аппаратуры. Ма­шины и оборудование вывозятся в различные города и районы страны и за гра­ницу. Шанхай занимает ведущее место в стране по выпуску синтетических воло­кон, пластмасс, красителей, лаков и ма­сел, моющих средств,фармацевтических препаратов, минеральных удобрений, не­фтепереработке. Развита резиновая про­мышленность, особенно производство ав­топокрышек. В черной металлургии пре­обладает выпуск стали и стального прока­та. На долю Шанхая падает около 1/4 общекитайского производства текстиля, в том числе 3/5производства шерстяных тканей. Развита пищевкусовая промыш­ленность, особенно табачная. Шанхай служит важнейшим поставщиком разно­образных товаров широкого потребления (радиоприемников, часов, швейных ма­шин, велосипедов,фотоаппаратов, посу­ды и др.) для многих районов страны и на экспорт.

11  
Шанхай по грузообороту опережает все прочие порты страны. В прошлом Шанхайский порт ориентировался преимущественно на внешнюю торговлю. В настоящее время он обслуживает и вну­тренние перевозки (включая каботаж­ные и речные по р. Янцзы). В окрестностях Шанхая развито сель­ское хозяйство пригородного типа, снаб­жающее горожан овощами, мясом, ры­бой, молоком. Значительные площади за­няты под хлопчатником и зерновыми. ВIV в. н. э. на месте современного Шанхая была небольшая рыбацкая дере­вушка.Быстрый рост Шанхая начался после объявления его открытым портом в 1842 г.Географическое положение горо­да вблизи устья Янцзы, крупнейшей тран­спортной артерии, связывающей обшир­ные внутренние районы страны с морем, способствовало превращению его в опо­рный пункт экономической экспансии ка­питалистических держав в Китае. В Шан­хае были созданы иностранные сеттлменты. После 1857 г.,когда иностранные компании получили право судоходства по Янцзы, Шанхай стал первостепенным по­ртом и главным торговым и финансовым центром Китая. На территории сеттлментов возникли банки, посреднические кон­торы, заводы и фабрики. Получила развитие и национальная промышлен­ность, особенно в годы первой мировой войны. В 1920-х и 30-х годах усилилось влия­ние японского капитала. В Шанхае была сосредоточена большая часть промышленного пролетариата страны. Город не­однократно становился ареной ожесто­ченных классовых боев. Глубокие социальные противоречия отразились в характере планировки и застройки Шанхая.Благоустроенным кварталам с широкими проспектами, зе­леными массивами парков,многоэтаж­ными зданиями банков, контор и отелей и фешенебельными особняками иностран­ных капиталистов, китайской компрадор­ской буржуазии, помещиков и крупных чиновников противостояли узкие грязные улочки, забитые лачугами, где в невероят­ной скученности жила городская беднота. Ряд районов города пользовался дурной славой самых злостных в стране очагов бандитизма и проституции. После победы народной революции в 1949 г. началась реконструкция города. Новая промышленность создавалась пре­имущественно за чертой старого Шанхая, куда были выведены и многие предпри­ятия, размещавшиеся прежде в жилых кварталах. На севере наряду со старыми заводскими районами стали расти новые районы машиностроения и химической промышленности. На южной окраине также появились предприятия машино­строения и приборостроения. С конца 1950-х годов, однако, развитие города при­няло хаотичный характер. Расширились производственные мощности предприя­тий черной металлургии и нефтехимии, потреблявших большое количество даль­непривозного сырья и энергии. Плот­ность промышленной застройки город­ской территории превысила допустимые пределы: свободных участков в городе практически не осталось. В настоящее время Шанхай дает 1/8 промышленной продукции КНР, 1/6 стоимости экспорта и поступлений в государственный бюджет.Вместе с тем жилищные условия значи­тельной части населения остаются не­благоприятными,много ветхих, небла­гоустроенных домов. Серьезную проб­лему представляет сильное загрязнение воздушного бассейна и речных вод про­мышленными отходами. Предстоит проделать большую работу для улучшения коммунально-бытового обслуживания населения, торговли, общественного транспорта, здравоохра­нения, водоснабжения,канализации. Наиболее привлекательны централь­ные районы Шанхая, ограниченные р. Хуанпу и ее притоком. На главной улице Наньцзинлу, пересекающей весь город с востока на запад, сосредоточены лучшие магазины и расположена го­стиница «Хэпин». На территории быв­шего ипподрома разбит Народный парк. Одно из красивейших мест Шанхая — набережная р. Хуанпу с зелеными мас­сивами скверов, к которой выходит Наньцзинлу и другие параллельные ей центральные улицы. Памятники старины расположены большей частью в южной, самой древней части города. Помимо Шанхая в Восточном Китае находятся и другие важные промышлен­ные центры. Многие из них по структуре производства напоминают Шанхай: веду­щими отраслями являются машиностро­ение (транспортное, текстильное, энерге­тическое,станкостроение) и текстильная промышленность.

12  
Нанкин(7,6 млн. человек) — один из наиболее древних городов Восточного Китая, имеющий3500-летнюю историю. В свое время он был столицей страны, в настоящее время административный центр провинции Цзянсу. В прошлом го­род располагал незначительной про­мышленностью, представленной глав­ным образом производством сульфат-аммония, цемента, текстиля и фар­фора. Сейчас освоено производство ряда ви­дов химической продукции, построен крупный нефтеперерабатывающий за­вод. Машиностроительные предприятия Нанкина выпускают электроэнергети­ческое, текстильное, сельскохозяйствен­ное оборудование,станки, автомашины. Развито радиоэлектронное производство. Город,окруженный стеной протяжен­ностью 35 км, находится на правом, низ­ком берегу Янцзы, но к самой реке при­мыкает только портовая часть, находяща­яся за пределами стены. Центральная же часть Нанкина располагается ближе к возвышающимся на востоке, юге и севере холмам. Химические предприятия нахо­дятся на другом берегу Янцзы, в Пукоу, с которым раньше Нанкин был соединен железнодорожным паромом, а теперь — двухъярусным мостом. В восточной части города немало па­мятников старины: пагоды, могилы им­ператоров.Здесь же находится мемориал Сунь Ятсена. Остров Тайвань отделен от юго-восточ­ного побережья материковой части страны проливом,ширина которого в самом узком месте составляет 130 км. Тайвань находится под контролем гоминьдановских властей. Сельское хозяй­ство острова специализируется главным образом на выращивании риса и сахар­ного тростника. Обе культуры возделываются преимущественно в западной, рав­нинной части Тайваня на орошаемых землях. Большое значение имеют свино­водство, рыболовство и производство тропических фруктов (особенно бананов и ананасов), чая, камфары. На местном сельскохозяйственном и минеральном (нефть, газ, каменный уголь) сырье базируется разнообразная промышленность: сахарная, нефтепере­рабатывающая,химическая, цементная. Черная металлургия использует частично привозное сырье.Развиты также судо­строение, радиоэлектроника, текстильное производство,выплавка алюминия, лесопереработка. Тайвань ведет активную торговлю с Японией, США, странами Юго-Восточ­ной Азии. Вывозится текстиль, готовая одежда, ввозятся разнообразные про­мышленные товары,полуфабрикаты, сырье. В Центрально-Южный Китай входят провинции Хэнань, Хубэй, Хунань, Гуан­дун и Гуанси-Чжуанский автономный район. На долю района приходится около 1/9территории и 1/4 численности насе­ления страны. На западе территория рай­она гориста, и на юго-западе она слива­ется с Юньнань-Гуйчжоуским нагорьем.Восточная половина Хэнани относится к Великой Китайской равнине. Юго-вос­точная часть Хубэя и северо-восточная часть Хунани занимают обширную низ­менность,тяготеющую к среднему тече­нию Янцзы и изобилующую многочис­ленными ее притоками и озерами. Про­винция Гуандун и Гуанси-Чжуанский ав­тономный район на северо-востоке при­мыкают к Чжэцзян-Фуцзяньской горно­холмистой местности. На юге район ши­рокой полосой выходит к Южно-Китай­скому морю. Береговая линия протяну­лась здесь на 7000 км

13  
К югу от полуост­рова Лэйчжоу расположен второй по ве­личине остров Китая — Хайнань, протя­женность которого с севера на юг равня­ется180 км, а с востока на запад — 270 км. В Хэнани из зерновых культур наибо­лее распространена пшеница, по сбору которой провинция занимает первое место в стране; из технических куль­тур основные —соя, хлопчатник и табак. Провинция Хунань — важнейшая рисо­вая житница страны.Разведение риса сочетается с выращиванием хлопчатника, рапса, чая, древесных культур. В провинции Гуандун и Гуанси-Чжуан-ском автономном районе рисоводство до­полняется возделыванием тропических и субтропических культур. Наибольшей концентрации посевы риса достигают в дельте р. Чжуцзян, долинах ее притоков и на побережье полуострова Лэйчжоу. Здесь собирают по два урожая риса в год, а на острове Хайнань — три урожая. Весенний рис на равнине сеют в марте, а жнут в июле,второй же урожай убирают в ноябре. В северных холмистых частях провинции и автономного района, где вегетационный период короче, поздний рис высевают в междурядьях раннего и урожаи снимают с двухмесячным проме­жутком
Из субтропических культур распро­странены сахарный тростник и разнооб­разные фрукты: бананы, ананасы, цитрусовые. Немало древесных пород, кото­рые дают ценные масла: тунговое, ани­совое, камфорное. На Хайнане растут кокосовые пальмы, кофе, каучуконосная гевея. В дельте р. Чжуцзян занимаются шелководством,которое сочетается с ис­кусственным рыборазведением: рыбу подкармливают отходами шелководства, а тутовые деревья удобряют илом со дна прудов. Немалое значение имеет и при­брежное рыболовство. Важнейшим экономическим центром Центрально-Южного Китая является Ухань (9,7 млн.человек), который зани­мает благоприятное географическое по­ложение на пересечении Янцзы с желез­нодорожной магистралью, соединяющей северные и южные районы страны. В первой пятилетке в Ухани был заложен комплекс предприятий тяжелой промышленности, включающий металлургиче­ский комбинат,машиностроительные и химические заводы. Сырьевая база ком­плекса представлена расположенными недалеко железорудными разработками, залежами разнообразных цветных метал­лов в Хунани, Гуанси-Чжуанском авто­номном районе и в соседней с районом провинции Цзянси. Топливо поступает из провинций Хэнань и Цзянси. Ухань включает в себя три города: Ханькоу, Ханьян и Учан. Крупнейший из них —Ханькоу, расположенный на ле­вом берегу Янцзы при впадении притока р. Ханьшуй.В середине прошлого века Ханькоу вследствие иностранной экспансии был объявлен открытым портом, что и определило его последующее экономи­ческое развитие.Машиностроительные, химические, цементные и текстильные предприятия располагаются ближе к Ян­цзы на территории бывших иностранных концессий. Самая старая часть города тянется по берегу р. Ханьшуй. Ханьян стоит на противоположном бе­регу р. Ханьшуй. В конце прошлого века здесь был построен первый в стране металлургический завод, который во время антияпонской войны был переме­щен в Чунцин. Ханьян соединен мостами с Ханькоу и Учаном. Учан,наиболее древний из городов, составляющих Ухань, находится на пра­вом берегу Янцзы. Старый город, служа­щий резиденцией провинциальной адми­нистрации и культурных учреждений, окружен стеной. Промышленные предприятия, среди которых первое место занимает металлургический комбинат, выведены за его пределы. В северной части района — провинции Хэнань выделяются города Лоян, где раз­вивается производство тракторов, подшипников и горного оборудования, це­ментная и пищевая промышленность, и Чжэнчжоу с предприятиями, выпускающими машины,химическую продук­цию, текстиль, пищевые продукты. Лоян(более 6,5 млн. человек) — один из наиболее старых китайских городов — был столицей при ряде династий в VIII— VI вв. до н. э., в I—VI и в X вв. н. э. На территории города и его окрестностей со­хранилось немало исторических и куль­турных памятников — от самых древних стоянок эпохи неолита до храмов, двор­цов,мавзолеев периода расцвета средне­вековой китайской культуры. Вблизи Лояна находится один из первых в стране буддийских храмов, относящийся к I в. н. э. К югу от города в скалах высечен величественный храм Лунмынь, состоя­щий из нескольких сот пещер с много­численными статуями буддийских богов высотой до 15м и рельефами, отображающими обряды, церемонии, мифологи­ческие сюжеты. До образования КНР в промышленном отношении город был совершенно не развит. После победы ре­волюции 1949 г., Лоян превратился в один из крупных центров машинострои­тельной, цементной, электроэнергетиче­ской и текстильной промышленности. Здесь имеется ряд предприятий, имею­щих общекитайское значение:трактор­ный завод, завод горнорудного обору­дования и подшипниковый завод.

14  
Чжэнчжоу(7,4 млн. человек), админи­стративный центр провинции Хэнань, выгодно расположен на скрещении двух железнодорожных магистралей страны: меридиональной Пекин—Ханькоу и ши­ротной, Лунхайской, в центре хлопково-пшеничного пояса. Это обстоятельство и определило быстрый рост промышленно-торговых функций города.Чжэнчжоу — один из наиболее развитых в инду­стриальном отношении городов Хэнани. Преобладающие отрасли промышленно­сти — текстильная, машиностроение и пищевая. Здесь производятся железнодо­рожное и текстильное оборудование, абразивный инструмент, дизели, мине­ральные удобрения, товары широкого потребления.Имеется университет и не­сколько вузов. Чжэнчжоу также принад­лежит к числу древнейших городских поселений страны. Вблизи него обнару­жен ряд памятников,относящихся ко II тысячелетию до н. э. Старый, обрамленный стеной город растет преимущест­венно в западном и южном направлении, где проходят железнодорожные пути. Здесь размещаются промышленные предприятия и новые жилые кварталы. В провинции Хунань важнейшее значение имеют города Чанша, Сянтань, Чжучжоу и Хэнъян, где размещаются предприятия цветной металлургии, маши­ностроения,химической промышлен­ности. Крупнейший из этих городов — Чанша (6,5 млн.человек), административный центр провинции Хунань, находится на правом берегу р. Сянцзян, впадающей в одно из самых больших озер Китая — Дунтинху. Истоки культурно-историчес­кого и экономического значения Чанша восходят к древности.Однако наиболее быстро город стал расти в начале 20 века, особенно после постройки железных дорог, способствовавших быстрому рас­ширению экономических связей богатой разнообразными ресурсами, но сравни­тельно замкнутой провинции с внешним рынком. Чанша превратился в поставщи­ка разнообразных продуктов сельского хозяйства (прежде всего риса, чая, рапса), ценной древесины, цветных металлов; ныне здесь производятся тяжелые станки, точный инструмент,выплавляется алю­миний. Город также славится разнообраз­ными кустарными изделиями, особенно вышивками и фарфором. В Чанша много культурно-просветительных,учебных и научно-исследовательских учреждений, значительная часть которых находится в живописной местности на левом, возвы­шенном берегу реки. Гуанчжоу(10,5 млн. человек – 2003 г.), администра­тивный центр провинции Гуандун, раски­нулся в дельте р. Чжуцзян. Более древ­ние кварталы города — восточные (в прошлом«внутренний город», обнесен­ный стеной, которая позже была снесе­на).Иностранные концессии, возникшие после объявления Гуанчжоу в первой половинеXIX в. открытым портом, раз­мещались на острове Шамянь, напротив западной части города. Гуанчжоу — крупнейший индустриальный центр на юге Китая. Общекитайское значение име­ет производство судов, оборудования для сахарной промышленности,джутовых изделий, швейных машин, газетной бума­ги и т. д. Имеются металлургический ком­бинат, автозавод, судостроительные вер­фи, завод тяжелого машиностроения,два тракторных завода, предприятия хими­ческой и пищевой промышленности. Гуанчжоу традиционно служит важным торгово-транспортным узлом для обшир­ной территории,тяготеющей к бассейну р. Чжуцзян. Небольшие суда поднимают­ся далеко вверх по реке. Морские суда грузоподъемностью до 5 тыс. т могут за­ходить в город лишь во время прилива, поэтому морское судоходство обслужи­вается аванпортом Хуанпу,находящим­ся в 15 км от Гуанчжоу и связанным с ним железнодорожной веткой. Окрестности Гуанчжоу весьма живо­писны. С горы, находящейся на северо-востоке, открывается великолепная пано­рама города. В холмистой северной час­ти Гуанчжоу разбит парк со стадионом, плавательным бассейном, здесь же нема­ло исторических памятников.Город изо­билует вечнозелеными субтропическими деревьями и кустарниками,защищаю­щими пешеходов от палящих лучей солн­ца. Юго-Западный Китай Юго-Западный Китай (1/4 территории и 1/6 численности населения страны) охватывает провинции Сычуань,Юнь­нань, Гуйчжоу и Тибетский автономный район. Территория провинции Сычуань состоит из котловины и окружающих ее гор, особенно высоких на западе. Остальную часть района занимает Юньнань-Гуйчжоуское и Тибетское нагорья.
Сычуаньская котловина — одна из на­иболее густонаселенных частей страны с богатыми природными ресурсами, интен­сивным сельским хозяйством и значи­тельной промышленной базой. Защищен­ная от холодных воздушных течений хребтами, Сычуаньская котловина отли­чается самой мягкой во всем бассейне Янцзы зимой (средняя январская темпе­ратура выше +6°, снег выпадает крайне редко), жарким, влажным и продолжи­тельным летом. С давних пор земледельцы стали осваивать этот благодатный край. Еще в III в. до н. э. на равнине Чэн-ду было создано одно из уникальных ирригационных сооружений в мире — Дуцзянъяньская оросительная система, пересекающая десятками каналов всю равнину. Не менее рачительно использу­ются и холмистые участки. Склоны хол­мов покрыты искусственными террасами, нередко поднимающимися гигантской лестницей от подножия до самой верши­ны.

15  
Сычуаньская котловина — важней­шая житница страны. Особенно широко распространены посевы риса. Зимой на рисовых полях сеют пшеницу. На холмах выращивают кукурузу, гаолян, просо, ба­тат. Много разнообразных технических культур — сахарного тростника, хлопчат­ника, джута, рапса, табака, чая. Повсе­местно встречаются субтропические фруктовые сады. Развито шелководство, свиноводство. На Юньнань-Гуйчжоуском нагорье сельское хозяйство в основном того же типа, как и в Сычуани, стой разницей, что здесь редко встречаются крупные мас­сивы освоенной земли. Поля разбиты на плоских платообразных возвышенностях, в долинах небольших рек, на терра­сированных горных склонах. В Тибете важнейшая отрасль сельского хозяйства — животноводство. Стада летом находятся на высокогорных пастбищах, а осенью спускаются к подножию гор и в долины.Наибольшее значение имеет разведение яков, которые лучше других видов крупного рогатого скота приспособлены к суровым природным условиям высокогорья. Тибетцы употре­бляют в пищу ячье мясо и молоко, из ячьей шерсти плетут ковры, из шкур делают лодки. Разводят также коров, лошадей. Земледелием занимаются в реч­ных долинах и межгорных котловинах. Основные культуры — ячмень, гречиха, рожь,горох. Среди промышленных центров Юго-За­падного Китая особенно выделяется Чун­цин (около 6млн. человек, агломерация 30 млн.). Наибольшее значение здесь имеют черная металлур­гия, обеспеченная местными сырьевыми и энергетическими ресурсами,цветная а металлургия, станкостроение, транспорт­ное машиностроение,нефтехимия, це­ментная, хлопчатобумажная и пищевая их промышленность. Планировка Чунцина отличается от планировки многих других китайских го­родов.Неповторимость и своеобразное очарование обусловлены прежде всего особенностями местоположения Чунци­на: он стоит на высоком крутом узком мысу, обтекаемом с двух сторон слива­ющимися здесь Янцзы и ее притоком. Ряды домов и улицы располагаются усту­пами от прилегающего к реке подножия горы к вершине. Ночной Чунцин похож на расцвеченный огнями многопалубный корабль,окруженный бурными водами. Первое поселение на месте Чунцина возникло несколько тысяч лет назад. Старый город располагался преимуще­ственно внизу, на берегу Янцзы. Застройка возвышенной части особенно интенсивно развернулась в годы анти­японской войны, когда восточные рай­оны страны были оккупированы и Чун­цин стал временной столицей гоминьдановского Китая. С особенностями мест­ного рельефа связано и наличие вблизи Чунцина ряда городов-спутников, где размещаются многие промышленные предприятия. Чэнду(4,6 млн. человек, агломерация - 11 млн.) — второй по величине город и административный центр провинции Сычуань. Располо­женный на равнине, он имеет более тра­диционную планировку. Город окружен стеной протяженностью около 20км. На­ходясь в центре гигантской ирригаци­онной сети, обильно орошающей при­легающую равнину, Чэнду изборожден каналами. В нем насчитывается более 100 больших и малых мостов. Прямые улицы располагаются большей частью параллельно или перпендикулярно друг другу, напоминая тем самым Пекин. В прошлом недостаточно благоустроен­ный, Чэнду нередко в пору паводка заливался водами окаймляющей город реки. До образования КНР промыш­ленное значение Чэнду было невелико, он выделялся прежде всего как центр торговли и кустарных промыслов. В на­стоящее время в Чэнду развивается ра­диоэлектронная промышленность, про­изводство режущих и измерительных инструментов. В промышленном районе, расположенном к северо-востоку от го­рода, вдоль железной дороги, имеются предприятия по производству цемента и минеральных удобрений.
К Чунцину и Чэнду тяготеет ряд небольших очагов переработки местного минерального и сельскохозяйственного сырья. Здесь развита химическая, сахар­ная, бумажная,хлопчатобумажная и другие отрасли промышленности. Наряду с тепловыми электростанциями энергию поставляют также различные по мощно­сти ГЭС. В южной части района промышлен­ность представлена разработкой богатых месторождений меди, олова, ртути, по запасам которых Юго-Западный Китай занимает первое место в стране. Обраба­тывающая промышленность — машиностроительная,цветная металлургия и другие — сосредоточена главным обра-дом в Куньмине и Гуйяне. Куньмин(6,25 млн. человек) — админи­стративный центр провинции Юньнань, расположенный на одном из плато Юньнань-Гуйчжоуского нагорья на берегу озера, один из самых красивых городов Китая. С трех сторон его окружают горы. Благодаря ровному,мягкому климату Куньмин называют «городом вечной вес­ны». Улицы круглый год утопают в зелени и цветах. В результате промыш­ленного развития в годы первой пяти­летки Куньмин вошел в число крупней­ших промышленных центров Китая. Здесь имеются предприятия черной и цветной металлургии, точного машино­строения,электронной техники, химиче­ских удобрений

16  
Северо-Западный Китай Северо-Западный Китай (1/3 террито­рии и всего 1/12 численности населения страны) состоит из провинций Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Нинся-Хуэйского и Синьцзян-Уйгурского автономных райо­нов.Восточная часть региона по строе- нию поверхности относится к Лессово­му плато, западная — к Цинхай-Тибетскому нагорью, а также к Джунгарской и Таримской впадинам с окружающими их горными хребтами. Неодинаковые природные условия определяют сущест­венные различия в направлении сельско­го хозяйства. В Нинся-Хуэйском автономном райо­не, на востоке Шэньси и в восточной час­ти Ганьсу преобладает земледелие, как поливное, главным образом в речных до­линах,так и богарное, на террасирован­ных склонах гор и холмов. Из зерновых культур в долинах больше всего выращи­вают пшеницу и гаолян, на террасах — просо. В долинах имеются и рисовые по­ля. Важнейшие технические культуры — хлопчатник и соя. Северное подножие хребта Циньлин и Нинся-Хуэйский авто­номный район изобилуют фруктовыми садами. Ганьсу славится арбузами и ды­нями. На западе этих провинций и в Цин-хае преобладает горно-пастбищное жи­вотноводство. Разводят овец, яков, круп­ный рогатый скот, лошадей, верблюдов. В долинах горных рек разбросаны не­большие участки пашни. Сеют преиму­щественно морозоустойчивые культуры, такие как голозерный ячмень, овес. Для Синьцзян-Уйгурского автономно­го района характерны два типа сельского хозяйства: оазисное земледелие и па­стбищное животноводство. Первый тип свойствен главным образом южной части района, второй — северной. В окаймля­ющих Таримскую впадину оазисах, где живут в основном уйгуры, выращивают пшеницу,кукурузу, рис, хлопчатник. Здесь много фруктовых садов. В живот­новодстве на севере и западе района заняты преимущественно казахи, монго­лы, киргизы и таджики. В составе стада преобладает мелкий рогатый скот, но немало также и крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов. Китайцы, составля­ющие большинство населения района, заняты земледелием в военизированных госхозах у северного подножия Тянь-Шаня и в межгорных котловинах. По удельному весу в производстве промышленной продукции Северо-За­падный Китай занимает последнее ме­сто в стране (5%).Подавляющая часть промышленного производства Северо-Западного Китая приходится на два ведущих центра рай­она — Сиань и Ланьчжоу. Сиань(3,8 млн. человек) — админи­стративный центр провинции Шэньси, расположенный в плодородной долине притока Хуанхэ, один из самых старых городов Китая (основан еще до нашей эры), неоднократно в течение почти тысячи лет под разными названиями был столицей страны. Центральная часть Сианя, как и многих других старинных городов, представляет обнесенный сте­ной прямоугольник, к которому примы­кают пригороды, также огороженные стенами. Промышленное развитие Сианя началось в середине 1930-х годов и ускори­лось после образования КНР. Предпри­ятия сосредоточены больше на западной окраине. Вблизи города высятся средне­вековые пагоды, остатки древних крепо­стных стен, могильные курганы. Сиань— город развитой современной индустрии. Здесь находятся электротех­нические,станкостроительные заводы. Производятся ядохимикаты и химиче­ские удобрения. Ланьчжоу(3,3 млн. человек), центр про­винции Ганьсу, стоит на южном берегу Хуанхэ.Через него издавна пролегали пути, связывавшие Китай с Центральной и Средней Азией. Постройка ряда желез­ных дорог в 1950-х годах еще более повы­сила роль Ланьчжоу как транспортного узла и способствовала его промышлен­ному развитию.Важное значение для создания энергоемкого производства имело сооружение ГЭС на р. Хуанхэ. В настоящее время в городе развито машиностроение, нефтепереработка, нефтехимия,производство нефтедобывающего, нефтехимического оборудова­ния, текстильных изделий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Поиск




Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
_
Наши партнёры
  • Главный 301 госпиталь НОАК Пекин"
  • Авиакомпания «Хайнаньские авиалинии»
  • Правительство г. Санья
  • Авиакомпания S7

  • Copyright Corporation Nanmunan Sanya Hainan © 2016 Копирование фото запрещено, ссылка обязательна |