Нарушения речи Алалия Дислалия Дизартрия Заикание афазия дислексия http://china-tcm.ru/
фото Karus Tatiana 2014
Краткое описание речевых нарушений.
В настоящее время в логопедии используются две классификации
речевых нарушений: клинико-педагогическая
и психолого-педагогическая. Эти классификации не противоречат друг
другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.
Клинико-педагогическая классификация
Дислалия —
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации
речевого аппарата.
В зависимости от сохранности анатомического строения
речевого аппарата выделяют два вида дислалии:
• функциональную;
• механическую.
Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в
процессе усвоения системы произношения, механические — в любом возрасте
вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются
комбинированные функциональные и механические дефекты.
Причины функциональной дислалии:
-общая физическая ослабленность, обусловленная частыми
соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного
формирования речевой функции;
-недостаточная степень развития фонематического слуха
-неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается
ребёнок;
-двуязычие в семье.
Причины механической дислалии:
-Недостатки строения челюстно-зубной системы ( дефекты в
строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком
массивная уздечка языка)
- Патологические изменения величины и формы языка.
- Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.
-Атипичное строение губ.
Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии
могут проявляться:
-отсутствие звука: ампа (лампа), акета (ракета);
-звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком,
отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р
произносится «горловой»; вместо с — межзубный с;
-звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л →
у).
Дисфония (афония)
— отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений
голосового аппарата.
Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в
нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена
органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма
центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития
ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой
программы, является центрально обусловленной, может быть органической или
функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой
и монотонной.
Тахилалия —
патологически ускоренный темп речи.
Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой
программы, является центрально обусловленной, может быть органической или
функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива,
стремительна, напориста.
Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием —
нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение
плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.
Заикание —
нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным
состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет
органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого
развитие ребенка.
Симптоматика заикания характеризуется физиологическими и
психологическими симптомами.
Физиологические симптомы:
-судороги, которые классифицируются по форме и локализации
- нарушение мелодико-интонационной стороны речи;
-наличие непроизвольных движений тела, лица;
- нарушение речевой и общей моторики.
Психологические симптомы:
-наличием логофобий (страх речи в определённых ситуациях,
страх произнесения отдельных слов, звуков);
-наличием защитных приёмов (уловок) — речевых (произнесение
отдельных звуков, междометий, слов, словосочетаний) и моторных, изменения стиля
речи;
-различной степенью фиксированности на заикании (нулевой,
умеренной, выраженной).
Ринолалия —
нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное
анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра
голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что
голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость
носа и в ней получает резонанс. речь при ринолалии невнятна монотонна. Ринолалия закрытая — расстройство звукопроизношения, которое
выражается в изменении тембра голоса; причиной является органические изменения
в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства
носоглоточного затвора.
Ринолалия открытая — патологическое изменение тембра голоса
и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при
произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки.
Ринолалия смешанная.
Дизартрия —
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью
иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение
звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим
поражением центральной и периферической нервной систем.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в
разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В
легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более
тяжелых, наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп,
выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.При
тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за
полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией.
По локализации поражения двигательного аппарата речи различают следующие формы
дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую),
мозжечковую, корковую.
Алалия —
отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично
сохранном интеллекте.
Причиной алалии является повреждение речевых областей
больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или
травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Моторная алалия развивается при нарушении функций
лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и
проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании
обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности
предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением
грамматического строя .Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В
психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной
степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной
расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с
наруше¬ниями интеллектуального развития.
Сенсорная алалия возникает при поражении височной области
левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической
стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании
обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием
дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и
экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают сходные по
произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться
на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются; резко
нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В
психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного
мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком
диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).
Афазия — полная
или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного
мозга.
У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм,
нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. В
зависимости от участка поражения мозга различают шесть форм афазий.
Дислексия —
частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в
затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к
неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении
понимания прочитанного.
Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения
букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не
запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Дисграфия —
частичное специфическое нарушение процесса письма.
фото Karus Tatiana 2014
Психолого-педагогическая классификация
Нарушения речи в психолого-педагогической классификации
подразделяются на две группы. Первая
группа — нарушение средств общения.
В ней выделяют:
Фонетико-фонематическое
недоразвитие(ФФН)— это нарушение процессов формирования произносительной
системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие
дефектов восприятия и произношения фонем.
Основные проявления, характеризующие это состояние.
Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В
этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или
даже трех других звуков. Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков
с', ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).
Замена одних звуков другими, имеющими более простую
артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка.
Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые
характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л
употребляется вместо звука р., звук ф — вместо звука ш.
Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым
употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних
словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по
артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р,
л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял
стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.
Общее недоразвитие
речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики)
и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах
детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии,
дизартрии.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно
выделить следующие общие закономерности:
• Значительно позднее появление речи
• Ограниченный словарный запас;
• Грубые нарушения грамматического строя;
• Выраженные недостатки звукопроизношения;
• Речь детей с ОНР малопонятна.
Выделяют три уровня ОНР
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием
речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами,
звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами.
Общеупотребительные слова ребёнок воспроизводит в виде отдельных слогов и
сочетаний.
Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных»
слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные
слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из
2-3-4 слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас,
отмечаются аграмматизмы (неправильное употребление грамматических конструкций),
отмечается пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с именами
существительными. Произносительные возможности детей значительно отстают от
возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием
развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.Несмотря на
значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются
основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной
речи.
Вторая группа —
нарушения в применении средств общения.
К этой группе относится заикание,
которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при
правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный
дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР). http://china-tcm.ru/
|