Китай школы
информация из интернета%
Школы в Китае можно поделить на чисто китайские и международные.
Значит, если обучение по китайскому учебному плану – то это первые, если по международному – то вторые. Сюда же, к международным школам, отнесем китайские средние школы с выдачей двух аттестатов: китайским и иностранным.
В начале, расскажем о чисто китайских школах. Международные школы будем обсуждать здесь ниже.
Отличаем школы по форме собственности. Есть два вида китайских школ: государственные и частные. Особенностью частных школ является то, что их учредителем может быть как бизнесмен, так и образовательная корпорация, общественная организация, партия или даже государственный вуз. Соответственно, от этого сильно зависит уровень финансирования школы, качество преподавания в ней, качество школьного управления. Бывали случаи, когда частной школой фактически управлял не выбранный директор, а учредитель. Иногда так случается, что учредитель не имеет должного опыта и компетенций для управления школой, и поэтому очень скоро учебное заведение под его началом оказывается несостоятельным. Бывает даже, что общая цель сотрудников школы принимает вид прямого вытягивания денег из родителей. Некоторые родители сообщали нам и о таких ситуациях, когда иностранные учредители пытались ущемлять права детей некоторых национальностей, с тем чтобы освободить место в школе для детей своих знакомых. Согласитесь, от такого нельзя быть защищенным даже и в государственной школе.
Структура китайской школы, распорядок дня.
А теперь о том, как проходит обучение? Чем оно отличается от привычной нам системы? Во-первых, китайские школы чаще всего – это отдельные юридические лица, то есть обычно существуют отдельные здания для младшей, средней и старшей средней ступеней.
Во-вторых, китайские школьные классы – это большие классы по 40-45 человек, причем обязательно к классу приставлен один преподаватель и один помощник преподавателя. В-третьих, – это семь уроков в одну смену с восьми часов утра и до четырех часов вечера с перерывом на обед. Большое внимание уделяется физической подготовке – в большинстве школ каждый день начинается с физической зарядки всех учеников на стадионе или площади школы. В южных районах, может, это еще и ничего, а вот в северных – типа Харбина, Чанчуня – поди-ка зимой на морозце потряси руками-ногами.
Возраст, классы и изучаемые предметы. В школу обычно поступают дети с 6 лет и учатся в начальной школе шесть лет. То есть начальная школа здесь охватывает детей 6-11 лет (для удобства договоримся, что это – возраст ребенка на 1 сентября текущего года, также смотрите таблицу соответствия возраста и классов). Что изучают они все это время? Детей учат читать и писать на китайском языке, а также несложным математическим упражнениям. Кроме того, школьники младших классов изучают китайскую литературу и обязательно – английский.
После окончания начальной школы ученики (в возрасте 12 лет) сдают экзамены (обычно кит.яз., математику, англ.яз.) для поступления в младшую среднюю школу (срок обучения 3 года). Здесь к уже перечисленным предметам добавляются физика, химия, биология, история, идеология и полити¬ка, география. По всем этим предметам школьники сдают тестирование в конце каждого учебного года.
В возрасте, соответственно, 15 лет, учащиеся после окончания этой ступени сдают экзамены для поступления в старшую среднюю школу (срок обучения 3 года) – на этот раз экзамены общегородские. По количеству баллов ученики распределяются в разные по уровню престижности старшие средние школы. Престижность – это чаще всего показатели поступления в китайский вуз выпускников из конкретной старшей средней школы.
По окончанию старшей средней школы дети сдают устный экзамен по английскому языку с аудированием, практические экзамены по физике, биологии, химии и экзамен по информатике, ну и, конечно же, – свой китайский ЕГЭ – общегосударственный экзамен-тест, дающий баллы для поступления в вуз. Правда, отличие китайского ЕГЭ в том, что он – один состоит из нескольких разделов по математике, китайскому языку, истории и другим основным предметам.
По поводу экзаменов, кажется, все понятно, если еще есть вопросы – то можете задать их внизу этой страницы. Теперь давайте попробуем рассмотреть особенности обучения по-китайски в средних школах. Специфичность методов преподавания кроется в необычности китайского языка. За четыре тысячи лет использования иероглифического письма в Китае выработался основной метод научиться читать и писать – заучивание большого объема материала наизусть. Это очень легко представить себе на таком примере: если русский ребенок возьмет газету, то для ее прочтения ему нужно знать всего 33 буквы, дальше уже он может читать, соединяя эти буквы воедино, встречая знакомые слова и сразу понимая их смысл. Китайским же детям прежде, чем что-то узнать в газетном шрифте, придется запомнить большое количество (2-3 тысячи, а в идеале и все 6) иероглифических знаков. То есть постепенно, исторически сложился такой подход к овладению знаниями – сначала выучить как можно больше информации, чтобы потом суметь ее использовать. Поэтому напрашивается предположение, что в китайской школе ребенку постараются дать знания по предмету в большом объеме. Скорее всего, так оно и есть – например, по отзыву преподавателей британских школ в Китае, шестой класс математики в китайской школе, по количеству изученного, соответствует восьмому классу британской.
Конкурентная среда китайских школьников, поступающих в вузы – нет времени на баловство.
При этом нельзя не отметить еще одну традицию обучения по-китайски – правда, уже более современную. В последние двадцать лет система высшего образования в Китае была элитарной – то есть доступна лишь образованной, платежеспособной верхушке общества – лишь каждый 10 выпускник средней школы мог поступить в вуз, выдержав поистине суровые интеллектуальные испытания. Сегодня по официальным данным – это каждый четвертый (уровень такой же, как и в России, и в развитой Европе). Этот уровень, особенно после демографического спада в России, например, привнес в наше общество этакую уверенность в своем образовательном будущем : если сдал ЕГЭ – гарантированно поступил в вуз, сдал лучше – поступил в вуз получше или бесплатно, но без высшего образования не останешься. В Китае лет двадцать назад картина была иная – лишь 3-4 человека из класса могли поступить в вуз, да и то не бесплатно. Именно поэтому, возможно, и по сей день отношение китайских школьников к поступлению в вуз остается конкурентно-ориентированным. Они стараются во всем превосходить своих сверстников – совсем по-олимпийски: быть быстрее, выше, сильнее. При этом складывается такая среда, когда преподаватели и сами родители воодушевляют школьников на дополнительную самостоятельную работу. Речь идет не просто о выполнении домашнего задания в привычном нам понимании, – вернувшиеся домой из школы ученики при активном участии родителей посещают внеклассные кружки и спортивные секции. Даже те ребята, которые не жалуются на успеваемость, занимаются с репетиторами по особо трудным предметам. И такое отношение к учебе настолько глубоко проникает в души маленьких китайцев, что они стремление к самосовершенствованию, к учебе в условиях жесткой конкуренции с малых лет воспринимают как само собой разумеющееся. И работают, как пчелки. В крупных городах – это норма.
Международные школы в Китае. Также можно выделить китайские школы с участием международного капитала. Дело в том, что чисто иностранных школ в Китае Вы не найдете – это запрещено законом. Все зарубежные школы работают в Китае совместно с китайскими учебными заведениями. На чем это отражается? Прежде всего, на руководительском и педагогическом составах: в такой школе обязательно, помимо иностранных преподавателей, должны работать и китайские специалисты. Обычно по окончании обучения выпускникам школы будут выдаваться два аттестата: иностранного учебного заведения и китайского образца. В этом случае, помимо базового учебного плана, утвержденного китайским правительством (70% всех занятий, которые школа может организовать для учащегося), школа предлагает учебные дисциплины иностранного учебного заведения (остальные 30% учебного плана и даже больше. Именно поэтому чаще всего встречаются китайско-иностранные школы, выдающие только иностранный аттестат).
«Международность» школ не должна наводить пыль на глаза – случаи недобросовестного функционирования таких школ редко, но бывают. Из основных недостатков – это снижение требований к иностранным ученикам – к дисциплине и успеваемости. Чтобы такого не произошло, перед началом обучения лучше воочию убедиться в том, кто является учредителем школы, кто – ее директором, каково соотношение иностранных и китайских преподавателей, есть ли контролирующие органы из головного отделения зарубежной школы на территории Китая и как часто проводятся проверки качества обучения в китайской «дочке».
Международная система экзаменов: IB, GAC, SAT, A-level.
Китайские международные школы также можно подразделить по принадлежности их учебных планов к международным программам сертификации знаний. Из самых крупных международных программ, дающих право на поступление в вузы других стран можно выделить: IB (Международный бакалавр, International Baccalaureate), GAC (Всемирный оценочный сертификат, Global Assessment Certificate), SAT (Школьный Оценочный Тест, Scholastic Assessment Test ), британский A-level и др. О них мы расскажем в отдельных темах, которые пока на реконструкции.
Сейчас вкратце:
*)Система IB ( далее ИБ) – это достаточно интенсивное обучение по 6 предметам, это действительно для детей, которые не любят пофилонить – ведь это тяжело, они учатся полный день. Даже на отдыхе продолжают что-то изучать. Это не просто приличный аттестат, это программа, созданная для того, чтобы удовлетворить требования к поступлению университетов любого уровня. Программа создавалась для детей швейцарских дипломатов, которым приходилось бывать в разных странах, а единого образовательного стандарта (одного для всех стран мира) тогда (1950-е гг.) еще не было. Поэтому, говоря об особенности этой программы можно привести такой пример: если бы мы учили английский в таком варианте, чтобы он сгодился бы при поступлении в любой вуз мира, как бы нам пришлось его учить? Наверное, нам бы пришлось изучать все диалекты английского языка (британский, американский, канадский, новозеландский и др.), его историю, правила и исключения? Примерно так же обстоит дело со всеми шестью (из шести предметов, правда, лишь один нужно знать на высоком уровне. Остальные – на так называемом стандартном, что тоже очень высоко) предметами ИБ – их приходится изучать так, чтобы уровень знаний подошел под любой вуз, самый элитный. И 15-16 летних подростков это ко многому обязывает. Теперь Вы понимаете о чем я? Иными словами, прощай детство!
*) Совсем другое дело британский A-level – это тоже интенсивное обучение, но здесь только по 4 предметам и обычно в старших классах. В остальное время программа, построенная на трех трисеместрах, предполагает частые каникулы, когда дети проводят много времени вместе – для этого специально организуется внеурочная деятельность. У детей много общего, а высокий финансовый порог для поступления в такие школы в Китае позволяет создать классы с более-менее однородным социальным бэкграундом. То есть, в основной массе – это дети из интеллигентных англоговорящих семей. Даже в свободное от учебы время, детям не дают курить в подъездах – с ними занимаются на внеклассных занятиях, ходят в походы, уезжают в путешествия. Это все организует школа, поэтому подобный отдых, как бы это выразится? – молодежь не растлевает. Школьники тут обычно – очень увлеченные молодые люди с внятно расписанным планом на лет 15 последующей жизни.
*)Что касается обычных китайских школ, здесь проблема внеурочного воспитания решается также, как в ИБ – ребенка загружают занятиями. Дети учатся примерно с 8 утра до 4 вечера, а оставшееся свободное время корпят над домашней работой – ее обычно очень много. Знания даются в очень обширном варианте, например, математика китайской школы за 6 класс соответствует объему 7-8 класса любой британской школы, даже самой элитной. (Об этом мне сказали преподаватели британской школы Далвич в Пекине при приеме одного русского мальчика из китайской школы.) Чем больше знаний китайская школа впихивает (не постесняюсь этого слова) в школьника, тем выше его уровень на китайском ЕГЭ. А сами школы ранжируются по элитности за счет количества поступающих в вузы из числа выпускников школы. При этом 80% – уже весьма хороший показатель, один из лучших по стране.
То есть, когда мы говорим о китайских школах стоимостью 5-7 тыс долл.в год и выше, – это именно этот вариант: топовые школы в поступлении китайских выпускников в китайские вузы. Само собой разумеется, не все китайские школьники ставят себе целью поступить в иностранные вузы, чаще всего родителям китайских школьников уже достаточно китайских вузов, например, Пекинского университета и др.
При этом с их аттестатом и уровнем знаний можно поступить в приличные вузы Европы или США, но нужно будет хорошо постараться.
Наряду с этим, существуют китайские школы с включенным обучением по ИБ, это школы, сертифицированные оргкомитетом ИБ, обучение ведется по-английски, как и положено. |