Основы делового этикета в Китае Как «приобрести» и не «потерять» лицо в Китае
Как «приобрести» и не «потерять» лицо в Китае
Фундаментальные основы делового этикета в Китае
Главное – не потерять лицо.
Понятие «лица» (мянцзы 面子) играет важнейшую роль в китайском социальном
этикете. Без понимания того, что означает «лицо», невозможно и понять
подавляющее большинство китайских деловых ритуалов, да и вообще всей
китайской этики. «Лицо» - это оценка обществом того, насколько человек
соответствует социальным нормам. Это его социальный статус, его
способность соответствовать не столько нормам внутреннего контроля,
сколько внешним нормам общества. Сами по себе эти социальные нормы
опираются на глубочайшие традиции, формировавшиеся на протяжении всей
китайской истории, и входят в сознания китайца в процессе его
социализации, буквально с молоком матери. Очень многое, если не все, в
поведении китайца объясняется стремлением «сохранить лицо». На
протяжении столетий сознание рядового китайца формировалось как часть
группового сознания, а поэтому соответствие нормам оказывалось
значительно важнее индивидуальной свободы. И в этом смысле «лицо» есть
ни в коем случае не самооценка человека, а его оценка группой. Стоит
«потерять лицо» - и ты уже оказался вне группы, и как следствие потерял
статус, связи, поддержку, в общем – нормальную жизнь.
«Мяньцзы» по-китайски означает вообще лицевую часть любого предмета,
например, таблички ил
...
Читать дальше »